Астраханский ТЮЗ является не только одним из лучших театров Астрахани, но и России. Благодаря спонсорской поддержке и художественному руководителю, Заслуженному артисту РФ Сергею Владимировичу Тараскину, который находит таланты, и даже гениев, и предоставляет им возможности для свободы творчества. А также хочется отметить роль директора Инны Владимировны Москвиной в театральном процессе.
Для постановки не простой, но веселой пьесы современного и известного драматурга Александра Коровкина пригласили из Театра драмы уже опытного и невероятно изобретательного режиссера Алексея Матвеева, который в Астрахани и за её пределами прославился целым рядом удачных и интересных постановок: «Степной волк» по роману Г. Гессе, «Сережа очень тупой» по пьесе Д. Данилова, «Снегопад для Киры» по пьесе В. Денисова, «Три сестры» и «Ах, Платонов» по пьесам А.П. Чехова, «Майские ночи» по произведениям Н. Гоголя…
К постановке «Отчаянных теток» Алексей Матвеев решил подступить в качестве уже зрелого режиссера, который сделал ставку на мастерство артистов. И не прогадал. В театре работает целая плеяда талантливых актёров, которые способны практически на всё: выполнять сложные цирковые номера, петь не хуже звёзд эстрады, танцевать, как Анна Павлова… Декораторы, костюмеры, звукорежиссеры, осветители, хореографы не уступают актёрам в мастерстве. И вместе они творят шедевры. Кто видел «Каштанку», поставленную Андреем Радочинским, никогда ее не забудет. Очень радостно, что при театре создали небольшой, но богатый экспонатами и славными именами музей, в который каждый зритель может погрузиться в атмосферу прошлого театра, узнать его историю, увидеть костюмы и декорации. Театр существует с 1933 года.
Главные роли исполнили Фирюзя Мартемьянова (Роза) и Заслуженная артистка РФ Марина Захарова (Грета). Мастерски удалось выразить черты характера двух одиноких сестёр с немецким происхождением, желающим дожить свой век в родовом доме, который приглянулся мэру города, а точнее – дом оказался построенным в удачном месте, и тут бы жить дочери мэра, снести старое строение… Но не судьба. Подосланный мэром риелтор-пройдоха (Константин Хахлев) оказывается нечаянно отравленным пирожком, которым старушки хотели накормить мышей. И что делать? Сдаваться полиции или скрыть следы преступлений? Сестры решили пока спрятать труп в шкаф. И только начали подумывать избавиться от трупа, как в гости пожаловали и полицейский (Народный артист РФ Сергей Мартемьянов), желающий раскрыть ограбление, и давно не навещавшие племянники, один прибыл из мест не столь отдаленных… У племянников есть свои планы на дом, а труп не входил в их планы. Действие строится в лучших традициях комедии положений. Зритель не устает смеяться. Особенно, конечно, выигрышная роль досталась Кириллу Соболеву, который играет племянника Эрика, сбежавшего из тюрьмы в женском платье. Он притворяется бывшей возлюбленной своего брата Роберта (Ботяновский Александр), продюсера, что, в свою очередь вызывает ревность богатой и импозантной невесты Роберта – Инги (Виктория Яхтина).
Запутанная криминальная и семейная история заканчивается хэппи-эндом. Радушная астраханская публика разразилась овациями в первый же день премьеры, когда в конце благодарила актёров за спектакль, долго не отпускала и забрасывала цветами. Судя по всему, поставлен новый хит сезона, на который можно прийти семьей (ограничение 16+). Тем более, что астраханского зрителя нечасто радуют комедиями.
На первый взгляд легкомысленная комедия оказывается не чужда социальной драме. В спектакле поднимаются и тема одиночества, и социальное неравенство, и недобросовестность чиновников, и погоня за деньгами, и утрата отчего дома, традиционных семейных ценностей. Как случилось, что две сестры старались быть примером порядочности и честности для племянников, но вырастить их честными и порядочными не получилось? Один готов продать дом тётушек, чтобы уладить денежные трудности и снимать кино, другой пошёл по наклонной, оказался в тюрьме, сбежал, стал авантюристом…
И две одинокие старушки словно притягивают к себе проходимцев, которым нужна недвижимость. Риелторы так и кружат. Каждый норовит обмануть. Дом старушек построил прапрапрадед, везде висят семейные фотографии, лежат старинные вещи. Но дом в глазах риелторов – рухлядь. А старушки – досадное обстоятельство, обременение. Жизнь человека ничего не стоит, когда перед глазами поездка на Мальдивы или в Турцию. «Дуры вы дуры – электорат», – говорит очередной прощелыга, нисколько не стесняясь. А власть? А «власть ест всласть». Полицейский приходит лишь выпить и попросить забрать заявление, а то будет висяк. Некому защитить одиноких стариков, их интересы. И некому починить в доме проводку в ванной, вставить новые рамы. «Если б я знала, какая у меня будет пенсия, я бы утащила стоматологическое кресло», – в сердцах говорит Грета – Генриетта Карловна.
Роберт хочет жениться на Инге, потому что ее отец сенатор, и ему легко профинансировать сьемку фильма, сама Инга не против, почему бы и не купить жениха. Всеобщее падение нравов налицо. И среди этого падения – тихая гавань: все ещё не развалившийся домик посреди парка, столетних деревьев, две женщины, которые пекут по вечерам пирожки и ждут в гости племянников. Пожилые женщины ещё не забыли про честность и порядочность, хоть и ненарочно отравили мужчину.
Декорации выполнены художником Валерием Литвиновым со вкусом. Ничего лишнего. Создана атмосфера старинного дома, а если сцена вертится, то с другой стороны – тенистый сад. Музыкальное сопровождение спектакля воссоздает популярную музыку разных лет, создавая объём. Годы идут, музыка меняется, патефон и рояль сменяются на магнитофон и телевизор, а дом всё тот же, прежний, жительницы дома только стареют… Только вот на старости лет попали в переделку. То ли ещё сделаешь от отчаянья.