В начале августа известный писатель провел творческую встречу в Томской областной научной библиотеке.
— Как отразился локдаун на вашей творческой деятельности?
— Вдохновение случается, но в целом его, конечно, придумали лентяи. У меня четверо детей. У них постоянно что-то теряется, ломается, – в общем, не соскучишься. Выкроил себе на работу полтора часа рано утром и столько же поздно вечером — и уже счастлив. Я публикуюсь с 2003 года, и все это время писательство и воспитание детей существуют параллельно, ничто ничему не мешает. Только помогает.
На две недавние книги, «Некоторые не попадут в ад» и «Ополченский романс», у меня ушло по месяцу. Сейчас работаю над биографией Шолохова. С иронией воспринимаю конспирологические идеи о том, что книги так быстро не пишется. Но год на первый том «Тихого Дона» и полгода на доработку второго – совсем не мало. Роман Достоевского «Игрок» вообще создан за месяц. Я «Обитель» обдумывал три года, а написал за год.
Часто вспоминаю гениального писателя Алексея Николаевича Толстого, чей «Петр Первый» — бесподобен. Как вы помните, Толстой эмигрировал с белой армией. И вот представьте себе отправление: суета, давка, крики – а Толстой достал печатную машинку и сел в уголок работать. Это был работяга – в крестьянском смысле слова! Алексей Николаевич написал огромное количество текстов, и большинство из них – на высочайшем уровне. Вот и я не жду вдохновения: есть свободное время – садись, пиши.
— С каких текстов советуете начать знакомство с писателем Прилепиным?
— Все зависит от конкретного читателя и сферы его интересов. Одни любят художественную литературу, другие – так называемый нонфикшн. Ничтоже сумняшеся говорю: я – хороший биограф. У меня есть биография Сергея Есенина – это самая толстая книга в истории «ЖЗЛ», 1089 страниц. Когда писал ее, понял, что еще столько же мог бы добавить. Есенин – неисчерпаем. Основное содержание его биографии я написал также за год. Но всю жизнь интересовался Есениным.
Еще одна моя книга, «Подельник эпохи» – о писателе титанической величины, Леониде Максимовиче Леонове. Получилась своеобразная история столетия. Леонов родился в 1899 году, был дружен, к примеру, с тем же Есениным. Горький считал его главной надеждой отечественной литературы. А умер он в 1994-м, в 95 лет.
Ещё я написал книгу «Взвод», где 11 военных биографий известных наших писателей – начиная с Державина, Пушкина, Бестужева-Марлинского. Причина по которой взялся за книгу — непрестанные и нелепые манипуляции: дескать, дело писателей – писать, а не участвовать в военных действиях. Но это же абсурд: писатель не должен воевать, а плотник что – должен? Землепашец, пролетарий, инженер? Что за бронь такая у писателей? Могу назвать сотню писателей, сражавшихся с оружием в руках.
Самый известный мой художественный текст – роман «Обитель». За последние 10 лет самыми читаемыми у нас стали три романа – «Лавр» Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» Яхиной и вот «Обитель». Может, с нее и стоит начать читать Прилепина.
— Что такое хорошая литература? То, что хорошо продается?
— Иерархии, конечно, есть. И мне порой кажется, что сам Господь за ними присматривает… Как правило, массовая литература – не самая лучшая. Но. Низкопробные детективы, эротику читают все меньше и меньше. Сейчас больше интересуются серьезной литературой – тем же «Лавром». Массовый российский читатель возмужал и пересобрался, что не может не радовать. Но до ажиотажа вокруг советской литературы нам еще далеко. Помните роман Рыбакова «Дети Арбата»? Его совокупный тираж – 10 миллионов экземпляров. У «Лавра» раз в 20 меньше – на всех носителях. Около 2 миллионов – общий тираж книги Шевкунова «Несвятые святые»…
Впрочем, и тут ничего нового. В начале прошлого века был расцвет русской словесности – Горький, Шмелев, Бунин, Куприн, Мережковский… Но все они были гораздо менее популярны, чем, скажем, Вербицкая. Сейчас уже и не помнят такую писательницу. До 1917 года было продано около миллиона книг Горького. Но Вербицкая обгоняла его по тиражам – и очень сильно. Поэт Надсон был популярнее Тютчева и Фета, вместе взятых. А вспомните провальный журнал «Современник» — он не окупался, когда его издавал Пушкин! Но потом, с годами, с десятилетиями, вдруг что-то такое происходит – и настоящая литература становится классикой. А плохую уносит куда-то.
Хорошую литературу нужно насаждать, не побоюсь этого слова. Надо объяснять людям: вот эти книги – это хорошая литература, читайте ее. Эту работу продолжают вести обычные библиотекари – великие служители. Не знать, что написали классики, что и сегодня появляются такие великие тексты, как «Лавр» — неправильно. Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Михаил Тарковский, Александр Терехов, Андрей Рубанов, Сергей Шаргунов – это замечательная литература. Их книги будут изучать в школах, уверен в этом.
— В одном из интервью вы разделили людей на русских и антирусских. Когда закончится их противостояние?
— Этот раскол – моя давняя непрестанная боль. Считаю неправильным, когда люди, живущие в России, пишущие на русском языке, говорят: неважно, что происходит на Украине – там сами разберутся. Но как смириться с тем, что закрываются сотни русских школ, что наложен запрет на красное знамя Великой Победы и на георгиевскую ленточку, что разрушаются памятники Ленину, Жукову, Кутузову. Думаю, что «не надо им мешать это делать» — не русская позиция. А тезис «они молодцы и все делают правильно, а мы – рабы» — это антирусская позиция, помутнение рассудка. При том, что у меня много претензий к нашим властям.
Недавно приобрел книгу «Строка, оборванная пулей» — антологию стихов поэтов, погибших в Великую Отечественную. Половина текстов принадлежит авторам украинского происхождения! Их имена сейчас никто не вспомнит на их родине. Получается, украинцы отказались от собственных отцов и дедов, просто плюнув на них… Это – предательство. Которое поддерживается и частью российской культурной элиты – писателями, музыкантами, деятелями театра и кино…
— Вы так же публично заявляли о том, что оставили бы на нашем телевидении только два канала, поскольку на остальных творится черт знает что. А разве Интернет – не такая же большая помойка, где активно пропагандируется антипатриотизм? Кому верить? Есть ли у нас правдивые источники?
— У меня дома телевизора нет. Но иногда какие-то передачи попадаются на глаза. И сразу видно, что уровень дикости, поддерживаемый на нашем телевидении – запредельный. Так называемые семейные ток-шоу – верх аморальности и глупости. Может, я чего-то не понимаю? Как это можно смотреть? С телеконтентом можно и нужно работать.
Мне нравится советское телевидение. Вот оно такое должно быть: «Что? Где? Когда?», балет Чайковского, программа для садоводов, фильмы о шахтерах, многодетных матерях, художниках и поэтах… У нас огромное количество достойных людей, славных имен. Только что я побывал в мастерских скульптора Леонтия Усова и художника Александра Шумилкина. Блистательные мастера! Так пусть о них узнает наша огромная страна.
Что касается Интернета… Власти Китая выстраивают свои особые отношения с соцсетями, регулируют контент – и правильно делают. А что творится в наших сетях? Огромное количество сообществ садистов, сатанистов, активистов ЛГБТ… Детей затягивают в суицидальную трясину! Все это – целенаправленная работа по истреблению России. Против нас ведется самая настоящая война. С этим нужно бороться.
— Кого могли бы назвать пророком?
— Согласен с замечательным писателем Александром Андреевичем Прохановым: великие русские поэты – это русские святые. Пушкин, Лермонтов, Есенин, Гумилев проговорили многие очень важные вещи. Недаром Рильке писал: «Все страны граничат друг с другом, и только Россия граничит с Богом». Такого уровня литературы, как у нас, больше нигде нет. Федор Михайлович Достоевский – безоговорочно самый влиятельный, самый цитируемый, самый мощный писатель. Просто номер один в мире. Не Гюго, не Вольтер, не Марк Твен, не Стивен Кинг…
— Ваш совет молодым писателям?
— Важно донести до молодых людей: сначала нужно жить, а уж потом писать. Литература – это следствие наличия колоссального душевного опыта.
— Верите ли в бескровную революцию в России?
— Конечно, верю – в эволюционную модель развития страны. Безмолвствующий народ на самом деле способен навязать свое мнение. Убежден, что Россия XXI века будет страной христианского социализма. С базовыми консервативными принципами.
Беседовал Юрий Татаренко
Фото Катерины Скабардиной