Проза и эссе

Ганна Шевченко. Краткий обзор нашумевших поветрий

Люблю моду, за ней интересно наблюдать. Если пространство что-то сообщает человеку не только с помощью снов, символических знаков и поэтических образов, но и с помощью вещественных проявлений, то мода на какой-либо определенный покрой или деталь одежды несет в себе зашифрованную информацию.

На фотографиях из семейного альбома, сделанных в семидесятые, все женщины – мать, ее сестры, подруги – одеты в коротенькие платья, их ноги оголены. Ноги – символ приземленности. А ведь сегодня, вспоминая то время, многие в первую очередь говорят о том, что в погоне за дефицитными товарами, часами, не жалея ног, стояли в очередях. Интересный факт: нога часто присутствует и в христианских сюжетах. Святой и пилигрим Рох (1293—1327) изображается приподнимающим свою рубашку, чтобы показать черное пятно на бедре, — место, где, как правило, ранее всего появляется язва чумы.

В восьмидесятых я была еще ребенком, но запомнила главную особенность моды – женщины шили платья и жакеты с мощными подплечниками. Плечи – это символ мужественности и силы. Подкладные плечи – ложная сила.

Девяностые были мультимодными, чего только не носили: гламурные ангорские свитера, джинсы Мальвины, варенки, красные пиджаки, лосины, дольчики…Трудно найти характерное проявление в одежде. Но просматривая фотографии того времени я все-таки нашла одну особенность, правда не в одежде, а в образе – это открытый лоб. Мы выливали по флакону лака, чтобы челки-коконы стояли каменными козырьками над нашими лбами. Девяностые – эпоха переосмысления.

Нулевые – это время укороченных кофточек и заниженных талий на брюках. Главная тенденция – открытый живот. Живот символизирует положение в обществе и достаток. Открытый живот – стремление продемонстрировать успех и его атрибуты.

А вот начало десятых годов – это закрытая шея. Платки, шарфы, палантины, хомуты – женщины и мужчины закутывались до подбородка. Шея – символ поворота, изменения жизни в ту или иную сторону. А закрытость говорит о том, что изменения происходят незаметно или даже тайно. В какую сторону повернуло общество, догадаться не трудно, в это время же в моду вошли тельняшки и камуфляжный окрас одежды. Укороченные кофточки я не носила, а вот шарфов у меня много – предпочитаю прятать, а не показывать.

Следующей, охватившей модную общественность эпидемией, стали голые щиколотки, современные стиляги носят кроссовки без носков и подворачивают джинсы даже зимой. Долго искала ответ на вопрос, что значит это сообщение, и вот недавно появился в Москве гуру, который учит своих последователей открывать щиколотки и икры. Открытые щиколотки, говорит он, это проработанный гнев. Хочется верить.

Еще один из недавних трендов – шапки со звериными мордами. Рядиться в животных – славянская традиция. У каждого племени был свой тотем, священное животное, которому племя поклонялось. Наряжаясь в шкуры тотемных животных люди общались со звериными предками, у которых просили защиты и чьи черты хотели бы перенять. В метро встречаю в основном котиков — зверушек залайканных блогерами. О чем бессознательно сообщает обладатель милой шапочки? О желании получить лайк. О дефиците внимания, проблеме коммуникации, поиске одобрения. Звериной шапки у меня нет, но получать лайки я все же люблю (смайлик).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *